Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Парады настаўніка-дэфектолага

 Рекомендации для родителей

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

  • Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до трех лет. Количество слов, которое ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботиться о нем.
  • В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?
  • У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и неба.
  • К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
  • Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
  • Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
  • Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
  • У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
  • В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
  • Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелое протекание беременности.

  • Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.
  • Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
  • Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.
  • Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
  • Использовать прием дополнения детского высказывания.
  • Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончания действия.
  • Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.
  • Петь песенки.
  • Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
  • Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

Развитие речевого дыхания у детей

     Почему же так важно развитие речевого дыхания у детей? Нормальное речевое дыхание обеспечивает правильное звукопроизношение, помогает сохранять плавность и нормальную громкость речи. При неправильном речевом дыхании ребенок часто говорит очень тихо, запинаясь, ему не хватает выдыхаемого воздуха на целое предложение.

    Заниматься развитием речевого дыхания у детей стоит с самого раннего детства, до постановки звуков. Часто бывает, что из-за неправильного вдоха малыш не может правильно произнести некоторые звуки.

    Как проверить, нормально ли развито речевое дыхание у вашего ребенка?

Проследите за речью своего малыша и сверьте с таблицей ниже, есть ли ошибки в речевом дыхании у ребенка:

Правильное речевое дыхание

Неправильное речевое дыхание

  • Выдоху предшествует вдох через нос
  • Плавный выдох
  • Во время выдоха губы трубочкой
  • Выдох через рот
  • Выдыхает, пока не закончится воздух
  • Выдох резкий, толчками
  • Надувание щек
  • Сжимает губы при выдохе
  • Выдох через нос
  • Добирает воздух при помощи коротких частых вздохов

Для правильного речевого дыхания важно:

  • Научиться более длительному выдоху.
  • Уметь равномерно распределять воздух на выдохе.
  • Научиться разделять носовое и ротовое дыхание.

Веселые игры на развитие речевого дыхания у детей

Игры для развития всех этих умений я и хочу вам предложить:

  1. Игры с музыкальными инструментами – дудочками и губными гармошками. Научите своего малыша играть на гармошке и дудочке, это занятие помогает ребенку контролировать свой вдох и выдох.
  2. Мыльные пузыри. Пускайте вместе с ребенком мыльные пузыри – эта веселая игра помогает ребенку развить длительный и плавный выдох и тренирует мышцы его губ.
  3. Воздушные шарики. Шарики можно надувать, можно играть с ними уже надутыми, например, подвесить за веревочку, подбросить вверх и дуть на него, чтобы он не опускался. Можно надутым шариком поиграть в «воздушный футбол» — дуть его друг на друга по столу
  4. Игра «Мишка». Делайте вместе с малышом – руки в стороны и идем вперевалочку, говоря при этом: «Ух! Ух!».
  5. Вата. Очень много игр можно придумать на речевое дыхание с ватой, например:
  6. Цветы. Нюхаем цветочки – можно настоящие, можно нарисованные. Подносим цветок к носику и вдыхаем – неглубокий, но полный вдох: «Как вкусно пахнет цветок!».
  7. Фломастеры для выдувания. Их легко купить и также легко играть. К ним обычно прилагаются трафареты, но можете взять и свои. Прикладываем трафарет и дуем через фломастер – такое занятие очень хорошо развивает сильный и долгий выдох, учит ребенка сознательно регулировать силу и продолжительность выдоха.
  8. Игра «Носик-ротик». Учим ребенка различать носовое и ротовое дыхание. Мама показывает нос или рот, а ребенок, смотря на маму, дышит или носиком или ртом. Показываем на нос – ребенок вдыхает и выдыхает носиком, показываем на рот – малыш держит ладошку на расстоянии ото рта и дышит, чувствуя поток воздуха на ладошке. Потом можно усложнить задачу и показывать то рот, то нос (например, вдох — носом, выдох – ртом и наоборот).
  9. Игра «Буря в стакане». Очень интересная игра, которую любят все дети (да и мамы – что уж говорить :-) ). Берете стакан с мыльной водой, опускаете в нее соломинку и дуете в нее – чем сильнее и дольше малыш дует, тем больше и выше получается пенная шапка на стакане. Очень полезно для развития правильного дыхания (вдох – через носик и долгий выдох через рот).
  10. Игры на улице с подручными материалами. В зависимости от времени года, можете поиграть для развития речевого дыхания в разные игры, например:
  • накрыть кусочками ваты предмет на картинке и сдувать, «расчищая снег»,
  • сделать шарик из ваты и «забивать» — задувать его в ворота из стаканчиков,
  • положить маленький кусочек ваты на нос и сдуть его ртом.
  • дуть на одуванчик (помните игру «Дед или баба»?),
  • растопить дыханием снежинки на ладошке,
  • сдувать осенние яркие листочки, делая листопад,
  • одна из любимых игр – находить божью коровку и дуть на нее, читая стишок:

«Божья коровка,

Лети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,       

Только не горелого».

Занимайтесь с вашим ребенком, ищите любой момент для развития речевого дыханияу детей, играйте вместе с ними!

Литература:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004.
  2. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015.
  3. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Консультация для родителей

«Речевые игры по дороге домой для детей 6–7 лет»

Многие занятые родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле оно у вас есть! В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина. Для этого не требуется никакого оборудования и пособия. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутьё, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром, дают бесценный опыт общения ребенка и взрослого. Общение – залог понимания. А ведь как важно научиться понимать друг друга! Поиграем в игры, которые расширяют словарный запас ребенка, учат его думать, размышлять и запоминать.

«Что бывает?»

Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант

Или так:

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

«Что будет, если…»

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если в ванну упадёт камень, бумага, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут разным – как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

«Кто кем был или что чем было»

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д. ?

«Закончи предложение»

Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)

Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

«Бывает – не бывает»

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает».

  • Чашка жарится на сковороде.
  • Медведь спит в берлоге.
  • Человек выше собаки.
  • Воробей – это не птица и т. п.

Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

«Отгадай, что я вижу»

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь

словами-подсказками:

  • Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом).
  • Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей).
  • Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).

 «Добавь словечко»

Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Попросите малыша подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово.

Ом-ом-ом - вот стоит высокий (дом)

Ома-ома-ома - мы сегодня… (дома)

Ому-ому-ому - мы идем к (дому)

Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы

Ва-ва-ва - на столе растет… (трава)

Ву-ву-ву - съели волки всю (траву)

Вы-вы-вы - суп сварили из (травы)

«В магазине»

Вместе с ребенком вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете:

  • «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается

перечислить предметы.

  • «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла,

как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок.

  • «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно

назвать, одним словом?» «Фрукты»- говорит сын или дочка.

«Сравни»

В магазине сравни две чашки (по цвету, объему, материалу).

На улице сравни две машины, два дома, два дерева.

Что нравится больше? Почему? Объясни.

Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться.

Консультация для родителей «Игры с буквами для дошколят»

Дошкольный период – это один из главных периодов развития малыша.

Именно в этом возрасте сформировывается личность ребёнка и его характер.

Главная задача взрослых на этом этапе развития дошкольника – поддержать

своего ребёнка, всецело помогать ему в процессе познания жизни и развития творческих наклонностей.

Как легко выучить с ребенком буквы?

Чтобы изучение букв не было сложным и напряженным для вашего

ребенка, а результат был эффективным, следуйте советам:

  • Изучайте буквы, играя. Игра – это любимое занятие ребенка. Он всегда будет согласен играть и получит массу приятных удовольствий.
  • Озвучивайте букву правильно. Не говорите на букву «м» - «эм», на букву «п» - «пэ» и так далее. Произносите буквы так, как они звучат: «м», «п», «с» и так далее. То есть произносите коротко один звук. Почему так? Чтобы ребенок не испытывал впоследствии трудностей в чтении. Иначе слово «папа» ребенок захочет прочитать «пэапэа».
  • Не пытайтесь заучивать с ребенком сразу весь алфавит. Во-первых, выберите для начала гласные. Во-вторых, берите 2 буквы и учите их на протяжении недели, закрепляя каждый день результат в игровой форме. Только после этого приступайте к новым.
  • После изучения букв, достаточных для составления простого слова – начинайте составлять слова. Так ребенок очень быстро выучит и буквы и начнет учить слоги. Составление слов актуально для детей от 4 лет.
  • Быстрее будет идти изучение, если ребенок будет видеть, слышать и трогать букву.

Предлагаем несколько игр, которые помогут вашему ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.

«Кубики»

Купите кубики с буквами и изображениями на каждую букву. Кубики могут быть мягкие, пластмассовые, деревянные. Просите ребенка отыскать предмет, после чего хвалите ребенка и говорите: «Молодец. Показал арбуз. А-арбуз». При этом показывайте и на букву. Или разбросайте кубики по комнате и просите найти кубик с арбузом. Слова при нахождении те же.

«Аппликация»

Распечатайте и вырежьте с ребенком буквы размером где-то 10 см в высоту и 7 в ширину. Предложите ребенку выбрать, чем будете делать аппликацию: крупа, макароны, ткань, вата. Выбрав материал, садитесь вместе с ребенком, наносите клей на буквы и с помощью малыша наклеивайте материал.При этом повторяйте, что вы будете украшать букву «А». После наклейте бумажно-крупяную букву на картон для сохранения формы. Пусть ребенок сам выберет место для аппликации. Но место должно быть не скрытым. Ребенок должен видеть букву ежедневно.

«Кто быстрее»

В игре хорошо участвовать двум детям или взрослому и ребенку. Разбросайте на полу несколько одинаковых букв. По команде участники должны приносить буквы. Хвалим каждого. Обязательно повторяем звук буквы каждый раз. Сложите в непрозрачный мешок предметы, которые будут начинаться с изучаемой буквы. Заинтригуйте своего ребенка. И давайте ему по очереди доставать игрушки, проговаривая название каждого.

«Пишем буквы»

Если вы решили учить ребенка буквам, то сразу после обучения части букв приступайте к написанию. Ребенок должен понимать, что буквы нужны для написания слов.Где, чем и как писать? Карандашом, ручкой, фломастером на бумаге. Мелом на доске или асфальте. Красками на бумаге. Палочкой на песке. Пальцам на муке или манке. Выложить буквы камушками на асфальте.

«Лепим буквы»

Если буквы после озвучивания вы будете с малышом лепить, то запомнятся они быстрее. Лепить можно из соленого теста или пластилина. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква.Слепив букву, ее можно украсить фасолью, горохом, бусинами или просто разукрасить. Вместе с ребенком можете вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.

 «Буквы на спине и в воздухе»

Вы пишете у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске или фломастером на бумаге.Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет "написать" букву в воздухе - и ребёнок мгновенно вспомнит её.

«Ассоциации»

Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами - на что похожа буква? Буква «Ж» очень похожа на жука, она тоже умеет жужжать. Букву «Т» можно взять в руки и постучать как молотком, потому что буква «Т» похожа на молоток. У буквы «У» такие же рожки, как у улитки. (В – очки, Г – кочерга, Д – дом, О – обруч, П – ворота в парк и т.д.) При таком подходе дети никогда не перепутают даже внешне похожие по написанию буквы потому, что у каждой свой неподражаемый облик. Ребенок запоминает именно образ буквы и быстро связывает этот смысловой образ со знаком.

 «Занятия на прогулке»

На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

«Ищем буквы и слова»

Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его посмотреть вокруг и отыскать предметы, названия которых начинаются на эту букву.Найти определенные буквы на рекламных объявлениях, магазинных и дорожных вывесках, названиях улиц, афишах. Другое задание – отыскать определенное слово на странице текста или на тех же вывесках и объявлениях. Образец слова нужно ребенку дать на отдельном листке.

«Ярлыки»

Хорошая подготовка к овладению чтением – запоминание целостного образа слова. Для этого сделайте таблички с названиями знакомых ребенку предметов и расположите их в соответствующих местах его комнаты. Например: можно использовать слова «шкаф», «стол», «окно» и т.д.

 

Консультация для родителей

 «Речь родителей – образец для ребёнка»

        Любой родитель хочет видеть своего ребенка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребенок. Четкая, грамотная речь пригодится в любой сфере деятельности. Очень большое значение для развития речи ребенка имеет речевая среда, в которой он растет.

        Ребенок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для малыша. Ведь ребенок изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать ее, постепенно приближаясь к образцу. 

Ошибки, которые допускают некоторые родители, общаясь с детьми:

  • Есть такие родители - «молчуны», которые из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают между собой, почти не общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в своем развитии, поскольку у ребенка есть возможность подражать только молчанию. Молчать в таких условиях будет даже ребенок с нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребенка имеются какие-нибудь нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата, то ему будет очень сложно начать говорить. Из этого нужно сделать вывод, что с ребенком и в его присутствии нужно разговаривать обязательно. С самых первых дней его жизни необходимо разговаривать с ребенком. Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с ребенком способствует его полноценному развитию.
  • Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро, невыразительно, нечетко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с ребенком, отвечают на заданные ребенком вопросы. В этой ситуации ребенок также лишен полноценного образца для подражания. Это также может привести его к возникновению речевых проблем. Чтобы ребенок не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, четко,  проговаривая окончания слов.
  • Иногда случается, что детей дошкольного возраста (а это период активного речевого развития) «отправляют» в деревню к бабушке. Как правило, бабушки больше обращают внимание на физическое здоровье детей, а их речевому развитию не уделяют достаточного внимания. В таких случаях речь ребенка к моменту поступления в школу часто оказывается недостаточно развитой.
  • Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все недочеты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь ребенка. Последствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей речи. Хотелось бы донести до родителей, насколько важно правильно разговаривать с ребенком. Ведь из-за того, что ребенок находится в условиях неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребенка есть какие-нибудь отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень серьезными.

Дорогие родители!

У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом - учителем-дефектологом вы      находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребенка все будет хорошо.

Шитова, Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет, - Издательство: Учитель, 2011. - с 56-63

Нарушение строения артикуляционного аппарата как причина возникновения нарушений звукопроизношения

Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:

  • Центральный речевой аппарат: состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.
  • Периферический речевой аппарат: состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного: выдох намного длиннее вдоха, а число вдохов в момент речи вдвое меньше, чем при обычном дыхании.

Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. В момент речи голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. При фонации происходят колебания голосовых складок, в ходе чего движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

Артикуляционный аппарат включает:

  • гортань,
  • голосовые складки,
  • язык,
  • мягкое и твердое нёбо,
  • зубы верхней и нижней челюсти,
  • губы,
  • носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа),
  • резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса.

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости.

Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы занимают (принимают) при движении (в т.ч. для произнесения звуков).

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвиж­ные органы речи. Артикуляция свя­зана с работой многочисленных мышц, в том числе жеватель­ных, глотательных, мимических. Движения органов артикуляции должны осуществляться осуществляются настолько точно, чтобы в результате возникали определенные звуки речи и формировалась устная речь.

 Нарушения в строении артикуляционного аппарата 

Нарушения в строении артикуляционного аппарата могут приводить к возникновению нарушений речи, дыхания, работы органов пищеварения и др. Какие могут быть нарушения в строении органов артикуляции?

  • В строении языка:
  • короткая уздечка языка, не позволяющая языку подниматься вверх;
  • слишком маленький язык;
  • слишком большой язык. 

короткая уздечка языка

  • В строении мягкого и твердого нёба:
  • слишком низкое твёрдое нёбо;
  • слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо;
  • расщелины мягкого и твёрдого нёба.
  • В строении губ:
  • расщелина верхней губы
  • недоразвитие губ.
  • В строении зубов 

Зубы располагаются в виде двух дуг (верхней и нижней) и укреплены в альвеолах (ячейках) верхней и нижней челюстей. Прикус - это взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях).

Виды нарушений прикуса:

  1. Прогнатия (дистальный прикус). Наблюдается, когда верхние передние зубы выступают вперед, а нижние четь отодвинуты назад.

При этом зубы не контактируют между собой, а между ними при смыкании образуется пространство с выходом вниз.

  1. Прогения (мезиальный прикус). Наблюдается, когда нижняя челюсть выдвинута вперед, а верхняя отодвинута назад. Верхние передние зубы не доходят до нижних и при смыкании между ними образуется щель.
  2. Открытый прикус – возникает пространство между передними верхними и нижними зубами. При этом боковые зубы своими поверхностями не контактируют между собой.
  3. Прямой прикус – зубы находятся абсолютно симметрично и контактируют между собой по всей длине зубного ряда.
  4. Открытый боковой прикус – боковые зубы имеют определенные щелевидные пространства, при этом передние зубы могут иметь нормальное соотношение.
  5. Глубокий прикус – опускание верхней челюсти вниз, при этом наблюдается контакт внутренней поверхности зубов верхней челюсти и наружными поверхностями зубов наружной челюсти.
  6. Перекрестный прикус 

прямой прикус

Нарушения в строении артикуляционных органов по-разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (например, короткая подъязычная уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нёба) нарушают произношение практически всех звуков речи.

     Нарушения в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном произнесении которых между верхними и нижними резцами должна образоваться очень узкая (не более 1,5 - 2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса,  отсутствие передних зубов  лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» («хлюпающее») произношение многих речевых звуков.

    Короткая уздечка языка, слишком высокое твердое небо чаще всего приводит к неправильному произношению звуков [Р], [Рь], [Л], [Ль], [Т], [Д], [Н], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], поскольку для правильного произношения этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка.

     Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков (У, О, Б, П, М и др.) и часто негативно влияет на внятность речи в целом. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливости звучания многих звуков речи.

Исправление нарушений звукопроизношения при нарушениях строения артикуляционного аппарата 

Для того, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, необходимо компенсировать имеющиеся недостатки. Для этого необходима слаженная работа учителя-логопеда, детского стоматолога, врача-ортодонта, врача-остеопата, врача-отоларинголога, миофункционального терапевта, врача-кинезиолога. Своевременное хирургическое лечение (пластика уздечки языка), ортодонтическое лечение (вестибулярные платинки и трейнеры в молочном и сменном прикусе) и миофункциональная коррекция станет фундаментом не только правильного произношения, но и полноценного носового дыхания, пережевывания пищи и глотания.

Без комплексного воздействия (педагогического и медицинского) исправление нарушений звукопроизношения (при нарушениях в строении артикуляционного аппарата) в большинстве случаев значительно затруднено, а иногда – невозможно.

Литература.

  1. Комплексный подход к выявлению и коррекции орофациальных дисфункций у детей: методическое пособие для врачей / под редакцией Я.В. Костиной. - М.: ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минсоцздравразвития России, 2012. - 36 с., ил
  2. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2007. – 688 с.
  3. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. -  Спб.: Питер, 2004. - 352 с.
  4. Руденко В. И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей/ В. И. Руденко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают логопедическую группу или занятия с учителем-дефектологом. А если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Ведь любому ростку легче расцвести на взрыхлённой и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном и затоптанном пустыре.

Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате. Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке. В это время ребёнку вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.

Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

  1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками. – М.: Сфера, 2017. – 32 с.
  2. Куцина Е.В., Созонова Н.Н., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. В 3-х частях. – Ект.: Литур, 2016. – 32 с.

Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.

Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.

Для детей дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

  1. Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.

Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.

Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.

Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит кукушка - ку-ку и т. п.).

Для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.

Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.

Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед.

Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.

При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:

  • от простого упражнения к сложному;
  • выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом;
  • постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;
  • ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;
  • артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка. 

Упражнения выполняются ребёнком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую струю на ладошку.

Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.

Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка.

  1. Заключение

Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Литература:

Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников:

практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное

руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015 – 160 с.

Как развивать фонематический слух

        С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Только редким единицам удается избежать тех или иных проблем, появляющимися при освоении малышами родного языка. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.    

       Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает, заменяет, переставляет звуки и слоги в словах.  Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. д. Виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Задача родителей состоит в том, чтобы как можно раньше заметить наличие подобных особенностей у своего ребенка и принять необходимые меры. Не до конца сформированный  фонематический слух приводит к появлению стойких ошибок  при овладении письменной речью. Само по себе это не пройдёт. Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию.

Итак, что такое фонетический слух?

 Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки  речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове  МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К четырем годам в норме ребёнок должен различать все звуки, у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-на").

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

  1. «Кто самый внимательный»

Цель: закреплять умение дифференцировать неречевые звуки, развивать слуховое внимание.

Взрослый  показывает деревянные, металлические ложки, стеклянные стаканы, бумагу, колокольчик, бубен, свисток и т.д. . Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

  1. «Кто и как разговаривает?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

  1. «Угадай транспорт»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, велосипед, самолет, трамвай).

  1. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

  1. «Чья песенка?»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных звуков.

Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; зубки болят о-о-о, птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, о-о-о, и-и-и), а дети показывают соответствующие картинки.

  1.  «Отгадай, чей это звук?»

Цель: учить детей различать согласные звуки.

Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки.

  1. «Исправь ошибку»

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя звуки в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

В огороде пасутся (розы),                                 Дедушку зовут (рука),

в саду растут (козы).                                        У него болит (Лука)

Зреет на кустах (Маринка),                              Друг меня позвал на (пил)

Соберет ее (малинка).                                     Ел я торт и чай (пир).

У слона огромный (робот).

На заводе сделан (хобот).

  1. Игра «Сколько звуков».

Цель:  освоить навык анализа и синтеза.

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество, повторят их. 

  1. Игра «Похлопаем».

 Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. 

  1. «Кто первый?»

Цель: учить выделять ударный гласный в начале слова и соотносить его с символом.

Оборудование. Символы звуков У, О, А, И, Э, предметные картинки утка, ослик, аист, иволги, эму.

Взрослый показывает ребенку картинку, обозначающую, слово, которое начинается с ударного гласного а, у, о, и или э. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «Удочка». Затем выбирает из символов тот, который соответствует начальному гласному в слове.

  1. «Включи голосок - выключи голосок».

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу:

«Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Ужа ужалила ужица, Ужу с ужицей не ужиться.

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия.  Пусть будет весело и интересно!

Литература:

  1. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребенок. //Дошкольное воспитание. 2013, - № 8.
  2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 2009.
  3. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников. //Дошкольное воспитание. 2007, - № 5.

 

Раздзелы сайта