Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 июля 2022 г. № 184.
Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184.
Письмо Министерства образования Республики Беларусь "О завершении учебных занятий, окончании 2022/2023 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2022/2023 учебном году
Подходы к проверке экзаменационных работ изменять не планируется.
По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X профильном классе с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне либо в X базовом классе с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.
С учетом мнения педагогов предлагается в профильный класс зачислять учащихся, имеющих средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 и отметки по профильным предметам не ниже 7 баллов.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКЗАМЕНУЕМОГО УЧАЩЕГОСЯ
Экзаменуемый ученик должен:
Явиться в школу за 20 минут до начала экзамена.
Приготовить письменные принадлежности и разрешенные материалы для сдачи экзамена по данному предмету.
Подготовить ответ на вопросы билета за 30 минут. (устный экзамен)
Экзаменуемый ученик имеет право:
На объективную оценку своих учебных достижений по предмету экзамена в соответствии с требованиями.
Использовать разрешенные материалы для сдачи экзамена по данному предмету.
Взять второй билет на устном экзамене.
На своевременную информацию о результатах экзамена.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНУ
Допустим, до экзамена осталось два дня (сегодня и завтра). В это время студент должен задать себе примерно три следующих вопроса:
Что учить? (какой предмет, материал, вопросы, ответы, конспекты, книги, умные знакомые, телевизор, Интернет, иные носители информации...)
Как учить? (зубрежка, репетитор, мнемоника, учебники под подушкой, чтение...)
А надо ли учить? (а может, повезет? Или вдруг я все знаю? Или есть классная шпаргалка...)
Если Вы задумываетесь хотя бы о двух из этих вопросов, Вы – наш человек.
ЧТО УЧИТЬ?
Прежде, чем что-то учить, надо определиться с теми источниками, которые Вы используете. Обычно информации либо слишком много, либо слишком мало. Середина бывает редко.
В первом случае советуют не нагружаться, из кипы учебников выбрать один-два (если это, например, история России – стоит взять школьные учебники и краткий курс истории, написанный преподавателями того ВУЗа, в который поступаешь или в котором учишься). Если есть возможность использовать видео-аудио материалы – сделайте это, потому что они лучше запомнятся (об этом подробнее см. как учить). Если есть конспекты – они, конечно, предпочтительнее.
Если предмет технический – лучше обратить внимание на формулы. Если формула слишком длинная или труднозапоминаемая – обратите внимание на составляющие, которые ее образуют и их расшифровку. Если формулу Вам еще сможет подсказать сосед справа, то объяснять преподавателю "Что такое Х с чертой" будете Вы сами.
Обычно на лекциях преподаватель сам рекомендует большое количество литературы. Если Вас все-таки не было на лекциях – постарайтесь узнать хотя бы с каких книг читалась лекция. Иногда в библиотеке ВУЗа можно найти отпечатанный курс лекций Вашего преподавателя.
Репетитор – это конечно, хорошо, но отличается он тем, что стоит денег. Но если денег нет – это тоже не конец света. Да, надо сесть и постараться разобраться во всем самому. К репетитору, к знакомому отличнику(це), к преподавателю лучше приходить с конкретным вопросом или с конкретной темой, которая непонятна. Этим вы сэкономите и свое и его время.
Интернет при подготовке лучше пользоваться когда знаешь, ЧТО нужно, иначе процесс поиска информации займет больше времени, чем ее усвоение.
Знающие или сдававшие Ваш предмет друзья или знакомые будут полезны только в том случае, если 1) они хорошо знают материал; 2) Вы знаете, ЧТО Вам надо у них узнать. Кроме того, далеко не каждый человек обладает способностью нормально что-либо объяснять. Если данным критериям Вы и Ваши знакомые не соответствуете – восемьдесят процентов из ста – Вы напрасно потеряете время. Примите к сведению.
КАК УЧИТЬ?
А это тоже серьезный вопрос. Собираетесь ли вы с головой уйти в учебу, сидеть в библиотеке или берете конспект "почитать в транспорте" – эффективность от этих мероприятий разная. Что можно сделать в условиях ограничения времени?
Важный момент – заставить себя заняться делом. Перед экзаменом хочется делать все, что угодно – лишь бы к нему не готовиться. В это время можно припомнить давно позабытые и отложенные дела, вспомнить, что давно не звонил(а) тому-то, можно отвлечься под предлогом, что пора бы и перекусить (не знаю как у Вас, а у меня во время сессии возникает зверский аппетит:), можно проявить себя примерным сыном (дочерью) и выполнить какое-нибудь родительское поручение (съездить на рынок, починить полку, подмести пол...) – в общем, сделать все что угодно, лишь бы отдалить момент когда придется сидеть с книжкой/тетрадкой над столом и готовиться.
Надо сделать над собой усилие. Это важно и нужно. Но не надо и впадать в крайность. Если вы обложитесь учебниками, отключите телефон и забаррикадируетесь в своей комнате – сомневаюсь что эффективность от такой подготовки будет высокая. Мой совет: Установите для себя норму – скажем, один час. Или, например, один билет. Разобрали тему одного билета – сделайте передышку.
Не советую готовиться к экзамену вместе с другом/подругой (если только он (она) не разбирается в материале лучше Вас) – такая подготовка чаще всего оборачивается долгим трепом и пустой тратой времени.
Важный вопрос: а как запомнить? (об этом см. также а надо ли учить). На сей счет существуют разные мнения. Лично я – категорически против зубрежки. А самым удачным способом запоминания считаю мнемотехнику (мнемонику). Что это за зверь? Вещь это достаточно комплексная, включающая в себя, в частности запоминание ассоциациями.
Надо запомнить дату – попробуйте вспомнить что эта дата значит для вас лично. Может, это день рождения тети? А может, в этот день вы впервые что-то сделали или куда-нибудь съездили? Или вдруг эта дата напоминает чей-то телефон? Только не надо специально выискивать семейные праздники. А то на экзамене вам придется вспоминать еще и их.
Надо запомнить формулу? Попробуйте посмотреть на нее под другим углом. Попробуйте прочитать ее как слово. Сопоставьте каждой букве в формуле какое-нибудь слово и составьте смешное предложение, которое застрянет в голове. Открою вам секрет – чем неприличнее ассоциация, тем лучше запоминается.
Очень удобно запоминать какие-либо определения, явления, события, сведя их к тому, что Вы уже знаете. Заучиваете вы какое-то длинное определение – и вдруг видите: да это же .!. только .!. ! Попробуйте упростить определение. Важно понять суть определения, а не заучивать его. Редко кто из преподавателей принимает в штыки ваше объяснение определения своими словами вместо заученного варианта. Наоборот. Если Вы можете пересказать определение своими словами – значит Вы его понимаете. А значит - и понимаете материал.
У разных людей развиты разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Людям с развитой зрительной памятью полезнее будет читать материал: потом вспоминается страница, на которой написана нужная тема. Тем, у кого развита моторная память лучше будет еще раз прописать материал (например, заняться написанием шпаргалок ;-)). И так далее.
Если чувствуете, что "процесс пошел" (речь идет о подготовке, а не о том, о чем вы подумали!) – то есть Вы понимаете материал, чувствуете, что можете его объяснить и еще не устали - продолжайте!
Вечером позвольте себе расслабиться – прогуляйтесь, поболтайте по телефону, почитайте детектив, зайдите в гости к другу (подруге)... Но вернитесь домой до полуночи. Если Вы не выспитесь за ночь – сон на экзамене чреват пересдачей!
Перед сном советую если не учить, то хотя бы пролистать пройденные материалы: попытаться глядя на заголовок вспомнить общее содержание вопроса (если не получается – просмотрите раздел). Психологи утверждают, что лучше всего запоминается информация, полученная во время засыпания и во время пробуждения.
Можно писать шпаргалки! Во время написания шпаргалок Вы еще раз прорабатываете материал. Но пользоваться ими я не советую. Когда в кармане лежит такая "горящая" бумага – голова работает плохо. Оставили ее дома –голова включается в работу. Так что лучше написать и оставить дома.
А НАДО ЛИ УЧИТЬ?
Кому-то такой вопрос может показаться глупым. Но все зависит от того, что вы называете словом "учить". Для многих слово "учить" аналогично слову "зубрить", пусть даже они об этом не думают. Я во время подготовки материал не УЧУ, а ВСПОМИНАЮ. Я не сижу с тетрадкой или учебником, ЗАУЧИВАЯ какую либо информацию. Все это уже давалось на лекции, на уроке, на семинаре, на лабораторной работе... Нужно только "повернуть" в голове определенный "выключатель" – и заработает весь "механизм". Кто-то махнет рукой: "ну, это ОНИ, Я так не могу..." Можете.
Конечно, я тоже не имела в виду абсолютный вариант. "Однажды услышал – навсегда запомнил". Нет. Что-то надо и напоминать своей голове. (Это действительно нужно если, например, если просто-напросто не был на лекции). Но очень многое Вы уже знаете, хотя и не догадываетесь об этом. У меня, например, уже три раза по различным предметам проходила одна тема из линейной алгебры (не будем углубляться какая) – так неужели я ее три раза должна учить?
ЧТО МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ЗНАНИЕ МАТЕРИАЛА
Все может случиться. Представим себе безрадостную картину – Вы всю ночь учили пятый билет, а вам достался тринадцатый, которого у вас не было, который Вы не учили, в котором находятся какие-то совершенно ужасные и бессмысленные утверждения, которые не понимает даже Петя, а он – отличник.
Не надо сдаваться. Прежде всего определитесь – какую оценку Вы первоначально рассчитывали получить – три, четыре или пять. Чем ниже оценка, тем больше шансов ее получить ;-). Если это зачет – попытаться все-таки стоит.
Посмотрите на вопрос. Какие ассоциации он у Вас вызывает? Может вы что-то отдаленно похожее уже проходили? Даже если по другому предмету. Если это не смертельно – дерните соседа. Думайте! Информацию вы узнаете не только на лекции, но и по телевидению, радио, Интернет, разговорам, ответам других студентов, не только научной, но и художественной литературе (там, где дело касается гуманитарных предметов, например). В Конце концов –неужели вы предыдущие (по крайней мере) 14 лет совершенно ничего не узнавали, не читали, не слышали?
Вспоминается мне известный анекдот, когда два студента выучили по зоологии всего один вопрос – про блох. Одному достался билет про коров, тот и начал: "Это корова, это ее шерсть, а в шерсти – блохи..." И дальше про блох. А второму – вопрос про рыб. Но и он не растерялся: "Это рыба, это ее чешуя, а была бы вместо чешуи шерсть, были бы блохи...".
Попробуйте из головы составить план ответа. Напишите что-нибудь похожее.
В конце концов крайний вариант – попросить у преподавателя разрешения тянуть другой билет. Оценка снизится на балл, но если Вы будете отвечать уверенно и правильно – карты Вам в руки.
И запомните наконец – оценка зависит от знаний только на 5%. Все остальное – настроение преподавателя, количество пропущенных лекций, внешний вид и поведение студента, впечатление преподавателя о вас (об этом подробнее см. как убедить...), номер билета и т.д., и т.п. и др., и пр.
Если по остальным показателям вы были на высоте – считайте, что полоценки уже у вас в кармане.
Неплохо срабатывают традиционные приемы – дарить женщинам-преподавателям цветы, конфеты, торты, и т.п. –хотя и не на всех преподавателях.
А главное – не паниковать и сосредоточиться.